Миф о Святых Апостолах

Миф о Святых Апостолах основывается на Новом завете, который является христианской частью Библии, а также на всех последующих церковных легендах. 

Множество неувязок, противоречий и расхождений, которые содержит текст Священного писания, характерно и для новозаветного повествования о жизни  Апостолов. Это можно обнаружить уже при первом прочтении рассказов об учениках Христа.

Слово “апостол” в переводе означает “посланный”. Правда не совсем понятно кто, куда и кого послал.

В соответствии с церковными преданиями всего Апостолов было 12.

“И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его”. (от Матфея 10:2)

 

Впоследствии, вместо Апостола Иуды Искариота, который предал Христа,  Апостолом был избран еще один ученик Иисуса по имени Матфий. Правда, не совсем понятен смысл этого доизбрания. Предал Иуда Христа и выбыл из числа Апостолов. Все понятно. Было Апостолов 12, стало 11. Зачем еще кого-то выбирать? Это же не профсоюзный комитет, где количество его членов определяется регламентом! Впрочем, Иисусу, наверное, было виднее.

Да и количество не является главным показателем. Намного более интересно узнать и понять, что люди это были, кем они на самом деле являлись,  какова их роль и предназначение?

Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: “Зачем вообще нужны были Иисусу ученики?” Он мессия, сын Бога, посланный на грешную землю с определенной и вполне конкретной функцией,  и вдруг начинает таскать за собой целую ораву оборванцев?

Ответ, как мне кажется, очень прост. Христос стремился к власти. Еврейский народ надеялся найти в нем своего политического вождя, потенциального предводителя восстания против Римской Империи, под игом которой  народ Израиля находился в то время. Однако  Христу хотелось совсем другого. Не исключено, что  именно это оттолкнуло от Иисуса  многих его сторонников. В том числе и Иуду, который разочаровавшись в своем учителе, добросовестно его продал, решив получить от Христа хоть что-нибудь полезное.

Христос стремился к тому, чтобы  стать своего рода духовным лидером евреев. Однако, как это сделать? Что предпринять, чтобы добиться неограниченной власти над людьми? Ответ прост – необходимо объединить, а затем возглавить человеческую массу. Для исполнения этого просто необходимо иметь, если так можно выразиться, собственную “партию”, или выражаясь на церковном языке – школу последователей. Этой школой и стали Апостолы.

Но на ком остановить свой выбор? На кого следует опереться?  Высшие и наиболее влиятельные слои еврейского общества и еврейское духовенство  Христа  абсолютно не воспринимали. Они лишь видели в нем опасного конкурента, выскочку, анархиста и разрушителя сложившихся основ общества. В такой ситуации Иисус принял решение искать опору в низах общества.

Именно из самых низов он и набрал себе учеников.  Апостолы Андрей и Иоанн были галилейскими рыбаками. Также рыбаком был и Симон, брат Андрея. Впоследствии Иисус переименовал Симона в Петра, при этом он сказал: Ты Симон, сын Ионин, наречёшься Пётр, что значит "камень".

  Однако ничего каменного в характере Петра не было. Он отнюдь не отличался твердостью и силой духа. Именно он в течение одной ночи трижды предал своего учителя! Какой уж там камень?

Остальные Апостолы находились приблизительно на такой же социальной ступени.

Несколько в стороне от остальных находился Апостол Матфей. До своего призвания к Иисусу он был мытарем (сборщиком налогов), и состоял у римлян на службе. Мытарей народ презирал и ненавидел, видя в них вымогателей и грабителей.

Так какими же основными критериями пользовался Христос при отборе своих учеников и последователей? Что он пытался в них найти? Высокий интеллект? Образование, разносторонние знания? Высокую культуру? Солидное положение в обществе? Наличие каких-то особых заслуг? Вовсе нет. Это ему было совсем не нужно.

При отборе учеников Христос пользовался другими критериями, и было их всего три.

Критерий первый. Подбор безкультурных, малообразованных людей, выходцев из самых низких социальных слоев общества, людей, которым нечего в жизни терять, и которые, вследствие этого, готовы на все. Кроме того, именно на таких людей Христос, обладая определенными знаниями, мог производить наиболее сильное магическое впечатление.  Его лучшие и самые преданные ученики были простыми необразованными рыбаками, не обладающими какими-либо знаниями и интеллектом. Степень их личного безкультурья была настолько высока, что они перед едой практически никогда не мыли руки и принимали пищу грязными руками. В те времена это было совсем не характерно для жителей Израиля. Существовало даже правило: “мой руки перед едой”. Это правило исполнялась неукоснительно. 

Когда фарисеи сказали  Христу о вопиющей нечистоплотности его учеников, то Иисус  не только не принял к сведению это замечание и не постарался растолковать своим последователям элементарные правила гигиены, но и вступил с фарисеями в спор: “Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима, и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись” (от Марка 7:1-6).

Нечистоплотность своих последователей Христа отнюдь раздражала. Он и сам, как и они, не мыл руки перед едой (от Луки 11:38).

Критерий второй. Абсолютная личная преданность и слепая пылкая любовь исключительно только  к нему самому.

По этому критерию Христос предъявлял своим ученикам очень жесткие, можно даже сказать жестокие требования. Он лично их сформулировал так: “…если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником” (от Луки 14:26). Согласитесь, что требования ненависти к своим самым близким людям в устах вселюбящего и всесправедливого Бога выглядят, мягко говоря, неуместными!

Критерий третий. Стремление подняться из низов, жажда власти и славы.

Этот критерий представляется наиболее важным и во много определяет само предназначение Апостолов.  В этом плане очень показательным является одно из первых обращений Иисуса к своим ученикам: “Проходя же близ моря Галлилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за мною, и я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети свои, последовали за Ним” (от Марка 1: 17-18). Эта аллегория показывает, какой всеобъемлющей властью над простыми людьми отныне наделяются Апостолы. Христос призвал учеников не ловить обычную рыбу, а стать ловцами и повелителями человеческих душ. Перспектива очень сладкая. Не удивительно, что простые рыбаки моментально забыли о своих рыбацких сетях и побежали за Иисусом, даже не разбираясь, кто он такой и что из себя представляет.

Кстати говоря, христианская церковь по нынешний день считает ловлю человеческих душ своей самой главной и первостепенной задачей. Даже Папы римские иногда изображались, имея в руке  пойманную рыбу, как символ “уловленной” души.

При таком отборе не следует ожидать от учеников Христа высоких моральных качеств.

Уже упоминалось о том, что один из Апостолов попросту продал своего учителя за, ставшими нарицательным понятием,  30 сребреников. Нужно отметить, что в те времена это была довольно значительная сумма, которая позволяла приобрести небольшой участок земли  вблизи от Иерусалима.

Один из самых любимых учеников Иисуса по имени Петр (Камень!) трижды отрекся от него, при возникновении малейшей угрозы его собственной жизни, хотя и клялся Иисусу, что никогда и ни при каких обстоятельствах не сделает этого: “Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде чем пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобой, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики” (от Матфея 26:35). А как случилось на самом деле? На деле Петр при первой реально возникшей опасности от любимого учителя отрекся. Все остальные “святые” Апостолы во время ареста Христа  попросту трусливо разбежались кто куда. “Тогда все ученики, оставив его, бежали” (от Матфея 26:56). И кто они после этого? Жалкие трусы, клятвопреступники и  лжецы.

Первый ученик Христа – Андрей, именуемый Первозванным,  вообще был распят на косом кресте. Как известно во времена Римской Империи на косых крестах распинали исключительно пассивных гомосексуалистов. О чем еще говорить?

В новом Завете и во всех последующих церковных преданиях фигурирует еще один важный персонаж, не упомянуть который просто нельзя. Это Апостол Павел. Он не относится к числу двенадцати основных учеников Христа, и даже никогда его не видел, но, не смотря на это, занимает видное место во всей христианской философии.

Павел упоминается в книгах Нового завета в связи с его сомнительным  авторством тринадцати или четырнадцати так называемых посланий. Сами по себе эти послания не представляют собой никакой исторической ценности, но могут рассматриваться в качестве яркой иллюстрации и ключом к пониманию основ христианской морали. Прежде  всего, следует отметить, что практически все послания Павла пропитаны духом рабской покорности и призывами к смирению со своей судьбой и полного непротивления окружающей действительности.

"Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван - не смущайся. В каком звании кто призван, братья, в том каждый и оставайся перед Богом" (Первое послание к коринфянам, 7:20-21, 24).

   В Первом своем послании к Тимофею Апостол Павел изрекает такую фразу: "Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести" (6:1).

   В послании Павла к ефесянам эта мысль высказывается уже абсолютно категорично: "Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со стразом и терпением, в простоте сердца вашего, как Христу" (6:5).

   "Начальник есть Божий слуга", - говорится в Послании Павла к римлянам. При этом Павел рекомендует "отдавать всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь".

   Христиане должны быть покорны не только своим господам, но вообще любой власти: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не о Бога; существующие же власти от Бога установлены" (Послание к римлянам,13:1). Этот классический призыв к покорности звучит с амвонов церквей и в наши дни!

В этом же духе высказывается и апостол Пётр: "Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителем ли, как от Него посылаемым... ибо такова есть воля Божия" (Первое послание Петра, глава 2:13-15).

   Еще одна показательная формулировка от Петра: "Бога бойтесь, царя чтите. Слуги со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляет о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо" (Там же, глава 2:17-19).

   Призыв к тому, чтобы уже на земле разделить страдания Христа, то есть, чтобы не жить и радоваться, а страдать и мучиться звучит вполне однозначно и настойчиво.

Отдельного внимания заслуживают высказывания Апостолов и отношение христианства к роли и месту женщины в обществе. Но эта тема настолько важна и объемна, что заслуживает отдельного рассмотрения. Ей будет посвящена специальная статья.

Достаточно только в качестве примера привести факт того, что на Третьем Вселенском соборе, состоявшемся в 431 году,  долго и ожесточенно решался вопрос о том, присутствует ли  у женщины душа? При проведении голосования было принято решение о том, что женщина все же является полноценным человеком. Но это заключение было принято с перевесом всего в один голос!

Что касается непосредственно Апостолов, то об их жизни и деятельности практически не осталось достоверной информации. У нас в распоряжении есть только канонические Евангелия, но их правдивость вызывает очень сильные сомнения. Дело в том, что решением Второго Вселенского собора, проведенного в 381 году, была учреждена так называемая "Корректория". Основной задачей этого органа стала  корректировка и исправление текстов всех уже  существующих на то  Евангелий. Первое, что было этой организацией сделано – это признание всех оригинальных текстов еретичными. Эти тексты были сожжены, и остались только документы на греческом языке. При этом самый ранний из них датировался 331 годом н.э., то есть он был написан через три века после распятия Иисуса! Так о какой достоверности вообще может идти речь?

Однако и после этого святые книги еще неоднократно редактировались, переписывались и корректировались. Иногда в этих книгах заменялись целые главы!

Кроме того нам известны только канонические Евангелия. Другие исторические источники для основной массы людей попросту недоступны. А ведь они существуют!

К примеру, существуют евангелия от Петра, три евангелия от Марка, евангелие от Андрея, евангелие от Варфоломея, от Никодима, от Вараввы? Но почему тогда они недоступны? Может быть, они содержат нечто такое, что кардинально не совпадает с тщательно причесанными и много раз отредактированными каноническими книгами?