Крещение Руси


Недавно на одном из околоцерковных сайтов (http://protigor.narod.ru) я наткнулся на небольшую статью, посвященную крещению Руси. Суть статьи сводится к тому, что крещение открыло путь Руси к светлому будущему, что до него было все плохо, а после – стало все хорошо.

Статья поразила меня и вызвала одновременное чувство обиды и непонимания. Обиды за свой народ и непонимание того, до какой степени нужно не любить его, не уважать его историю и славные традиции, чтобы писать такие вещи. Христианству на Руси немногим более 1000 лет. А как же быть с многотысячелетней историей наших предков, которые до этого самого христианства на нашей земле жили, творили, любили детей, строили, защищали эту землю? Или этих людей не было? Или они были тупыми язычниками, ни на что не способными, и ни кому не нужными?

Вот некоторые цитаты из статьи: " Святой князь Владимир был воспитан своей бабушкой Ольгой, которая и подготовила его к принятию христианства". Не знаю, как именно воспитывала Владимира его бабушка, но она не слишком в этом преуспела, если из ее внука вырос братоубийца, садист и развратник (подробнее в статье Святой Владимир).

"Весной 988 года Владимир велел собрать всех киевлян на берег Днепра. Он звал прийти всех - "которому друг", а Владимира киевляне очень любили". Дословно обращение князя звучало так: " Аще не обрящется кто заутра на реце, богат ли, убог ли, или нищ... противен мне да будет". Это уже не обращение, не призыв, а открытый ультиматум. Как же в такой ситуации не пойти к Днепру, да еще и с любовью к князю? Характер Владимира киевляне знали, как никто. Да и наличие в Киеве княжеской дружины (одного из лучших войск в Европе) лишним рассуждениям не способствовало. Митрополит Илларион в "Слове о Законе и Благодати" откровенно писал: "И не было ни одного противящегося благочестивому его [Владимира] повелению, а если кто и не с любовью, но со страхом принужден креститься, потому что благоверие его [Владимира] с властью сопряжено".

"Вместе с христианством на Русь пришли письменность и книги. Владимир стал звать в свою страну не только учителей и проповедников, но и художников и мастеров". Еще до своего крещения Киевская Русь представляла собой сильное феодальное государство, имеющее значительный уровень развития торговли и ремесел, а также высокую духовность и материальную культуру. Исторические хроники отмечают также наличие в Киевской Руси развитого земледелия и скотоводства. Русь отличалась большим количеством городов, многие из которых, такие как Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Ростов, были не просто крупными по меркам того времени населенными пунктами, но и являлись центрами политической культуры, торговли и ремесленного производства. Не зря в скандинавских сагах того времени Киевская Русь называлась "Гардариком" – страной городов.

Так кто же все это создавал? Темные, безграмотные язычники? Кстати, кто сказал, что язычество это плохо? Япония, по христианским меркам, и сейчас языческая, но разве японцам от этого плохо? Не следует забывать и о воинских доблестях русских воинов. К чему это я? А к тому, что у отсталого государства не может быть передовой армии. Так не бывает. А войско Киевской Руси действительно было передовым, и не раз доказало это в многочисленных воинских походах.

"Под влиянием христианства жестокие языческие нравы стали смягчаться, потому что Церковь принесла учение о любви и милости. Многоженство было запрещено и это укрепило семейную жизнь. " Настоящий перл! Это Владимир заботился об укреплении семьи? Тот, кто имел 6 жен и несколько сотен наложниц? Утверждать, что человек, который вел настолько развратную, даже по меркам того времени, жизнь, что свидетельства этого разврата пережили века, и при этом думал проблемах семьи – это верх наглости!

Об "укреплении семьи", в частности, свидетельствует и тот факт, что после крещения князь своим указом освободил всех бывших языческих жен от супружеских обязанностей, то есть, фактически приказал считать все языческие семьи несуществующими. Он даже одной из своих бывших жен Рогнеде предложил выбрать себе мужа, но та предпочла постричься в монахини.

Так что же, все-таки, побудило Владимира к такому поступку, который круто изменил уклад жизни целого государства? Об этом написано много и разного, но, на мой взгляд, одним из лучших исследований по этой теме является книга Н.С.Гордиенко "Крещение Руси" (ссылка на бесплатное скачивание книги находится в конце статьи).

С процессом Крещения Руси связано несколько мифов. Рассмотрим их.

      Крещение было необходимо народу и желаемо самим народом. Это не так. Не только в самом народе не было всеобщего желания отречься от многовековой веры и традиций предков, но и среди высшей знати такого желания не было. Показательным в этом плане может быть дошедшее до нас высказывание отца Владимира князя Святослава: "Вера христианска – уродство есть ". Так что Христианство на Руси насаждалось сверху, и насаждалось жестко.

Крещение являлось исторической необходимостью и было вызвано внешними политическими и экономическими факторами. Если некие внешние факторы и существовали, то Владимиру до них не было ровным счетом никакого дела. Всего за несколько лет до крещения, когда Владимир вероломством и убийством брата захватил Киевский стол, он всеми способами укреплял язычество в Киеве, строил новые капища, возвеличивал культ бога Перуна, способствовал принесению этому богу кровавых жертв и т.д.

Летописи об этом говорят так: " И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил кумиры на холме вне двора теремного: Перуна деревянного - главу серебряну, а ус злат, и Хорса-Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь... Владимир посадил Добрыню, дядю своего, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу <...>".

А через десять лет он эти самые капища приказал разрушить, а статую Перуна, протащивши баграми через весь город, сбросить в Днепр. Чем совершил публичное надругательство над идолом. Владимир действительно задумывался над введением на Руси другой религии, встречался с представителями волжских булгар, миссионерами из Рима, православными проповедниками, знатоками иудаизма. Но принимать решение не торопился. Таким образом, Владимир вел себя так, как он хотел, не взирая ни на какие внешние "факторы".

Почему он мог так поступать? Все очень просто. Я еще раз подчеркиваю, что к моменту своего крещения Русь была очень мощным, в том числе и с военной точки зрения, государством. Не Владимир искал благосклонности иноземных правителей, а наоборот, искали его благосклонности, стремились к союзничеству с ним, просили его о помощи и поддержке. И не только какие-нибудь второстепенные царьки и правители. В помощи Руси были заинтересованы даже Византийские Императоры. В этом, мне кажется ключ к пониманию поступков Владимира.

Византийская империя в середине 980-х годов находилась в крайне затруднительном положении. Страну терзали внутренние распри, а в 987 г. полководец Вард Фока поднял открытый мятеж и объявил себя басилевсом (царем). Своих сил для подавления восстания у римских императоров Василия II и Константина VIII не было, и они обратились за помощью к Владимиру. Он предоставил в распоряжение Византии войско численностью около 6 тыс. человек в обмен на обещание императоров отдать их сестру царевну Анну Владимиру в жены.

С помощью русских дружин в течение года мятеж был подавлен, но выполнять свое обещание императоры не торопились. Вот здесь и проявился характер Владимира. Он посчитал себя обманутым, все дипломатические и политические соображения были отброшены и князь двинул свои войска на византийские колонии. Ситуация очень схожая с его первой женой Рогнедой, когда для того чтобы жениться на девушке, Владимир приступом взял ее родной город Полоцк, при этом убив отца Рогнеды Рогволда и всех ее братьев.

Привычка добиваться желаемого, во что бы то ни стало и любой ценой, переступая через кровь и людские жизни, сыграла свою роль и в этом случае. Осадой Владимир берет город Корсунь и грозит императорам, что в случае невыполнения ими своих обязательств, он двинет армию на Константинополь. Императоры соглашаются отдать Анну, но с условием принятия Владимиром христианства. И князь соглашается. Почему? Не понятно. Владимир - победитель, он диктует свою волю, и вдруг идет на такие громадные уступки.

Говорить о том, что все это сделано только лишь из-за Анны (хотя это тоже важный элемент) было бы слишком примитивно. Скорее всего, к этому моменту Владимир внутренне уже был готов принять христианство. Что он и сделал.

Есть исторические свидетельства тому, что при выборе будущей религии для своего государства он изначально отдавал христианству предпочтение. При этом подчеркивается, что особо в этой религии Владимира привлекала идея спасения через покаяние. В язычестве все это намного сложнее и хлопотнее. Там существуют понятия кармы и реинкарнации. Каждый хороший поступок улучшает карму человека, а дурной – наоборот. При этом улучшить свою карму можно только соответствующими поступками. Не молитвами или причастиями, а именно поступками! Владимир за свою жизнь натворил такого, что по языческим нормам ему для исправления своей кармы потребовалось бы не одно перевоплощение. А в Христианстве все просто. Убил, изнасиловал, украл – покаялся, прошел определенный ритуал, дал денег (что очень важно!) – и все. Душа твоя снова чиста, можешь насиловать и убивать дальше. Может быть именно это больше всего повлияло на Владимира при принятии им решения?

Процесс крещения Руси проходил спокойно и без сильного сопротивления со стороны народа. Это не совсем так. Вернее совсем не так. Если в Киеве под зорким присмотром княжеской дружины процесс прошел относительно спокойно, но в Русских землях Христианство насаждалось силой. Разрушение капищ, поругание святынь вызывало яростный протест со стороны жречества и народа. Сопротивление подавлялось с особой жестокостью и с помощью массовых репрессий.

Об этом свидетельствую очень авторитетные источники, например, Иоакимовская летопись, Лаврентьевская летопись, Никоновская летопись и т.д.

Жестокость со стороны власти, вызвали ответную реакцию народа. Дело доходило до открытых вооруженных столкновений с регулярными войсками. Отмечались множественные случаи физической расправы над представителями духовенства.

Процесс христианизации Руси растянулся на несколько веков, так что дело, начатое Владимиром, продолжали несколько поколений его потомков.

Я не стремлюсь обсуждать вопрос о том, что принесло Руси Христианство. Это значило бы говорить об огромном историческом и культурном пласте жизни нашего народа. Я не имею на это полномочий и морального права. В статье шла речь только лишь непосредственно о процессе крещения Руси.

Свое мнение о статье Вы можете оставить в гостевой книге сайта.



Скачать