Языческие корни христианских праздников

      Основными христианскими праздниками принято считать Пасху и Рождество Христово. Это две основные точки отсчета. Остальные главные христианские праздники либо привязывались к Пасхе и Рождеству, либо просто назначались в соответствии с церковными преданиями и догматами, либо приурочивались к общепринятым и популярным в народе языческим празднованиям. Например, к Рождеству привязаны такие праздники как Обрезание – 8 день после Рождества (14 января), Сретение Господне – 40 день после Рождества (15 февраля), Благовещение – за 9 месяцев до Рождества (7 апреля), Рождество Иоанна Крестителя – за 6 месяцев до Рождества (7 июля). Следует отметить, что многие исследователи считают, что, наоборот, Рождество отсчитывается от праздника Благовещения, но взаимная связь этих двух дат не вызывает сомнения. Некоторые праздничные даты привязаны к Пасхе: Великий пост – 40 дней до праздника Пасхи, Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) – воскресенье перед Пасхальным, Великая Пятница – пятница на Пасхальной неделе, Вознесение – 40-й день после Пасхи, День Святой Троицы – 50-й день После Пасхи. 

Примером назначенных праздников, основанных на церковных догматах, и, в большинстве своем, не имеющих никаких документальных подтверждений могут служить такие церковные даты: Крещение Господне (19 января), Преображение Господне (19 августа), Успение Богородицы (28 августа), Усекновение головы Иоанна Предтечи (11 сентября), Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября) и т.д.

       Рассмотрим подробнее один из основных христианских праздников – Рождество Христово.

     

       Точная дата рождения Христа не установлена. Причем не определен даже год его рождения.  Вплоть до IV века такого праздника в христианском календаре не было, а отмечался день Богоявления (6 января). Только в 354 году христианская церковь назначила празднование Рождества на 25 декабря – День зимнего солнцестояния. Почему именно на этот день? Скорее всего, это объясняется стремлением церкви вытеснить и подмять под себя очень популярный и широко распространенный в Римской империи праздник Непобедимого Солнца (бога Митры), который отмечался римлянами именно в День зимнего солнцестояния.

Прямую связь между установленной датой  Рождества и днем поклонения солнечному богу Митре (вавилонскому Таммузу, египетскому Осирису, аравийскому Дусару, греческому Дионису) признают даже многие христианские священники.   

Предшествовали основному празднику, торжественные мероприятия, так называемые Сатурналии (в честь бога Сатурна), которые длились 7 дней и заканчивались 23 декабря. Эти мероприятия были настолько значимыми, что на время их проведения приостанавливались все общественные дела, в том числе и занятия в школах, а преступников запрещалось наказывать. Даже рабы в эти дни получали особые вольности – они освобождались от тяжелого труда, получали право ношения особого знака (символа освобождения), имели возможность принимать пищу за одним столом со своими господами и т.д.

 

В это же время проводились еще одни торжества – Врумалия (Времелия, Брумелия), которые были посвящены богам Крону, Деметре, и Вакху (Дионисию). Они длились целый месяц и заканчивались 25 декабря. Празднования проводились исключительно в ночное время. Они сопровождались всеобщим весельем и обильными застольями. Эти традиции настолько укоренились среди жителей Римской империи, что Церковь, которая вела постоянную борьбу с языческими обычаями, во время Трульского собора (691 год) специально издала 62 правила, направленные на искоренение языческих обрядов.

День зимнего солнцестояния имел важное место не только в культуре  Рима, но и в жизни других народов. Причем с очень древних, явно дохристианских времен.

Этот день широко отмечали германские народы (праздник Йоль), народы Британии и Ирландии. У славян это праздник известен под названием Коляда или "зимний коловорот".

 

Сразу после дня зимнего солнцестояния у римлян начинались “календы”. В это же время славяне  отмечали свой зимний, длившийся несколько дней, праздник - Святки.