Языческие корни христианских праздников

Основными христианскими праздниками принято считать Пасху и Рождество Христово. Это две основные точки отсчета. Остальные главные христианские праздники либо привязывались к Пасхе и Рождеству, либо просто назначались в соответствии с церковными преданиями и догматами, либо приурочивались к общепринятым и популярным в народе языческим празднованиям. Например, к Рождеству привязаны такие праздники как Обрезание – 8 день после Рождества (14 января), Сретение Господне – 40 день после Рождества (15 февраля), Благовещение – за 9 месяцев до Рождества (7 апреля), Рождество Иоанна Крестителя – за 6 месяцев до Рождества (7 июля). Следует отметить, что многие исследователи считают, что, наоборот, Рождество отсчитывается от праздника Благовещения, но взаимная связь этих двух дат не вызывает сомнения. Некоторые праздничные даты привязаны к Пасхе: Великий пост – 40 дней до праздника Пасхи, Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) – воскресенье перед Пасхальным, Великая Пятница – пятница на Пасхальной неделе, Вознесение – 40-й день после Пасхи, День Святой Троицы – 50-й день После Пасхи.

 Примером назначенных праздников, основанных на церковных догматах, и, в большинстве своем, не имеющих никаких документальных подтверждений могут служить такие церковные даты: Крещение Господне (19 января), Преображение Господне (19 августа), Успение Богородицы (28 августа), Усекновение головы Иоанна Предтечи (11 сентября), Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября) и т.д.

      О языческих корнях праздника Пасхи подробно говорилось в соответствующей статье. Рассмотрим подробнее второй основной христианский праздник – Рождество Христово.

Точная дата рождения Христа не установлена. Причем не определен даже год его рождения.  Вплоть до IV века такого праздника в христианском календаре не было, а отмечался день Богоявления (6 января). Только в 354 году христианская церковь назначила празднование Рождества на 25 декабря – День зимнего солнцестояния. Почему именно на этот день? Скорее всего, это объясняется стремлением церкви вытеснить и подмять под себя очень популярный и широко распространенный в Римской империи праздник Непобедимого Солнца (бога Митры), который отмечался римлянами именно в День зимнего солнцестояния.

Прямую связь между установленной датой  Рождества и днем поклонения солнечному богу Митре (вавилонскому Таммузу, египетскому Осирису, аравийскому Дусару, греческому Дионису) признают даже многие христианские священники.   

Предшествовали основному празднику, торжественные мероприятия, так называемые Сатурналии (в честь бога Сатурна), которые длились 7 дней и заканчивались 23 декабря. Эти мероприятия были настолько значимыми, что на время их проведения приостанавливались все общественные дела, в том числе и занятия в школах, а преступников запрещалось наказывать. Даже рабы в эти дни получали особые вольности – они освобождались от тяжелого труда, получали право ношения особого знака (символа освобождения), имели возможность принимать пищу за одним столом со своими господами и т.д.

В это же время проводились еще одни торжества – Врумалия (Времелия, Брумелия), которые были посвящены богам Крону, Деметре, и Вакху (Дионисию). Они длились целый месяц и заканчивались 25 декабря. Празднования проводились исключительно в ночное время. Они сопровождались всеобщим весельем и обильными застольями. Эти традиции настолько укоренились среди жителей Римской империи, что Церковь, которая вела постоянную борьбу с языческими обычаями, во время Трульского собора (691 год) специально издала 62 правила, направленные на искоренение языческих обрядов.

День зимнего солнцестояния имел важное место не только в культуре  Рима, но и в жизни других народов. Причем с очень древних, явно дохристианских времен.

Этот день широко отмечали германские народы (праздник Йоль), народы Британии и Ирландии. У славян это праздник известен под названием Коляда или "зимний коловорот".

Сразу после дня зимнего солнцестояния у римлян начинались “календы”. В это же время славяне  отмечали свой зимний, длившийся несколько дней, праздник - Святки.


Благовещение Пресвятой Богородицы (07.04)

В христианской традиции -  это Мясопустная неделя, которая предшествует Великому посту.

У славян в этот день отмечалась Масленица – проводы зимы. Торжества длились целую неделю. Эта традиция, не смотря на все усилия Церкви, дожила и до наших дней. На Масленицу было принято печь блины, жечь костры, катать зажженные колеса. Все это символизировало набирающее силу весеннее солнце (Ярило). 

Аналогичный языческий праздник проводов зимы и  встречи весны присутствует практически во всех известных языческих верованиях. Это событие отмечалось египтянами как день богини Исиды, вавилоняне праздновали его в  честь богини Иштар, греки – богини Кибелы, хананеи – Астарты.


Поминальный день (Гробки)

Более древнее название этого дня – Родоница. В этот день принято идти на могилы Рода и вспоминать усопших. Поминальный день отмечается, как правило, в следующее воскресенье после Пасхи. На кладбище люди организовывают не шумное застолье, обмениваются друг с другом едой, поминают своих родных и близких. Часть пищи оставляется на могиле. Эти традиции существуют также у югославов, румын, молдаван.


Вознесение Господне


На 40-й день после Пасхи христиане празднуют Вознесение Господне. Этот день почитался и древними народами в дохристианские времена. Прежде всего, праздновалось окончание весенних полевых работ и переход весны в лето. У греков за свои подвиги возносился на небо Геракл, у финикийцев бог Адонис.    Славяне в этот день славили Ярило (символ весеннего солнца) и с благодарностью провожали весну.


Троица

В христианской традиции Троица является одним из самых важных праздников и отмечается в воскресенье на 50-й день после Пасхи. Считается, что именно в этот день на апостолов снизошла благодать, дарованная им Святым Духом, и людям было показано третье лицо Бога. Таким образом, Бог проявился в трех обличьях – Отец, Сын и Святой Дух. Существует христианское правило в этот праздник украшать жилища и храмы цветами, растениями и ветвями деревьев.

Однако такие же традиции были на Руси и до прихода на нее христианства.  Существовала языческая Троица – Триглав (боги Перун, Сварог и Свентовит). На языческую Троицу было принято срубить березку, украсить ее и с песнопениями носить  от дома к дому. Затем с этой березки обламывали ветви и разбрасывали их на полях, стремясь этим увеличить плодородие земли. На праздник девушки плели венки и дарили их друг другу с пожеланиями скорейшего замужества.



Рождество Иоанна Крестителя

Празднуется 7 июля по новому стилю (24 июня по старому).

В этот день по преданию родился Иван (Иоанн), который крестил Иисуса купанием в водах реки Иордан.

На самом же деле – это древний языческий праздник, приуроченный к Дню летнего солнцестояния (летний коловорот). Летнее солнце у славян называлось Купайло. Отсюда и название праздника – день Купайлы (Купалы). Люди верили, что в этот день травы и растения наполняются особой целительной силой, поэтому знахари спешили их собрать. Было принято в этот день избавляться от всякой скверны. Уничтожали одежду больных людей, умывались росой, жгли костры,  прыгали через очищающий ритуальный огонь, устраивали игрища и хороводы, пели песни, освящали браки. Девушки в ночь на Купала гадали, плели венки и пускали их по воде.

Церковь пыталась внести в этот праздник свой христианский смысл и наложила на него непонятно откуда взятую дату рождения Ивана Крестителя. Из этого симбиоза возникло новое название праздника - Иван Купала.

Европейские народы также праздновали летнее солнцестояние. У них этот день имел название праздник Лита.


Рождество Пресвятой Богородицы

Это христианский праздник, как и рождество Ивана Крестителя, был приурочен и назначен в день, когда язычники праздновали осеннее равноденствие (21.09).

Кроме того, славяне  почитали этот праздник как день всех рожениц и день окончания полевых работ. Для празднования готовился богатый пир, а также проводился ритуал “обновления огня”. Повсеместно гасили старый огонь и зажигали новый. Причем новый огонь добывался путем трения деревянных брусков. В этот праздник на Руси было принято восхвалять “Мать Сыру Землю” и прародительницу славян богиню Ладу.

 Поклонение и благодарность богам плодородия (как женским, так и мужским) было принято и у других народов, хотя предпочтение отдавалось женским богам – в Египте богине-матери Исиде, в Греции чествовали Гею,  у финикийцев Астарту, в Вавилоне Иштар. Мужские боги плодородия – Ваал и Адонис.

Европейские язычники в день осеннего равноденствия праздновали Мабон.


Другие даты

Кроме перечисленных выше основных христианских праздников можно найти соответствие и менее важных христианских дат с языческим календарем.

06.01  Рождественский сочельник. У славян - праздник бога Велеса

24.02 День св. Власия (покровителя животных).   У славян - День бога Велеса (покровителя скота). У других народов - День бога Ваала, Бел-Мардука (покровители животных).

02.03 -День св. Марианны. У славян - День Марены.

06.05  День св. Георгия Победоносца (покровитель воинов и покровитель скота). У славян - День Дажьбога, когда производился первый после зимы выгон скота на пастбища. У других народов - поклонение Ваалу – божеству, которое почиталось  в Палестине и Сирии в качестве "владыки" или "хозяина". Люди верили, что именно от него зависит будущий урожай и прирост скота.

15.05 Перенесение мощей благоверных Бориса и Глеба.У славян  - день Бориса-хлебника (празднование первых ростков).

06.07 День Аграфены купальницы (купание обязательно). У славян - русальная неделя, а также языческий праздник в честь покровительницы девушек Лели.

02.08 День св. Илии Пророка (громовержца). У славян - день бога Перуна (бога грома). У других народов поклонение богам-громовержцам – греческому Зевсу, скандинавскому Тору.

19.08 Праздник освящения плодов. У славян - праздник первых плодов. Первый сноп считался священным и целебным. Зернами от этого снопа кормили заболевших людей и птицу. У других народов – Гададриммон ( от имени двух божеств, западносемитского бога растительности Хадада и аналогичного ему божества Дамаска). Эллины в это время проводили праздники Дионисии в честь бога растительности, виноделия и плодоносящих сил земли Диониса (Бахуса, Вакха).

21.08 День Мирона Ветрогона (приносящего ветер).У славян - день бога Стрибога (бога ветров).

9.11 Юрьев день. У славян – осенний Егорьев день, в который было принято завершать цикл земледельческих работ.

10.11 День Параскевы Пятницы (покровительница шитья).У славян - день богини Макоши (богини-пряхи, которая прядет нить судьбы).

14.11 День Козьмы и Дамиана (покровители кузнецов).У славян – день, когда бог Сварог открыл людям железо.

21.11 День Архангела Михаила. У славян - день богов Сварога и Симаргла (Сварог считался  богом неба и огня).

Таким образом, в заключение можно сказать, что большинство христианских праздников не имеют ничего общего с реальными датами тех событий, которым они посвящены. Они просто назначались, совмещались или накладывались на языческие празднования для того, чтобы новой религии было легче вписаться в культуру обращаемой в христианство страны. При этом церковь делала все возможное для того, чтобы стереть и уничтожить древние традиции из памяти и жизни народа.