Ислам, как и все другие мировые религии, не возник на пустом месте. В его истоках явно просматриваются языческие корни.  Однако, что касается религиозных праздников, то в этом вопросе исламские богословы занимают очень жесткую позицию. Они не допускают никакого синкретизма в классическом Исламском учении. Синкретизм — с греческого “συγκρητισμός” - соединение, объединение обозначает соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в их историческом развитии

В наиболее авторитетных и основных сборниках хадисов пророка Мухаммеда однозначно говорится о том, Исламская религия не принимает никаких праздников доисламской эпохи.

Таким образом, в Исламе существуют и официально признаются только праздники Идайна, а это всего два основных праздника – Поста (Ид аль-Фитр – Ураза-байрам) и Жертвоприношения (Ид аль-адха – Курбан-байрам). Эти праздники были определены еще при жизни пророка Мухаммеда. Религия не допускает проведения никаких других празднеств, кроме этих двух.

Ураза-байрам отмечается как  завершение поста в Священный месяц Рамадан. Курбан-байрам  в исламской традиции – это день щедрости и покорности Господу. В этот день завершается хадж в Мекке. На Курбан-байрам принято приносить жертвы – овец, коров, верблюдов.

Кроме этих двух основных праздников, у мусульман существуют так называемые памятные дни и ночи. К примеру, Мавлид - день рождения пророка Мухаммеда, Мирадж - ночь вознесении Мухаммеда на небеса, Лейлят аль-кадр - ночь предопределения, Лейлят аль-Бараа - ночь создания и некоторые другие.  Эти даты не отмечаются так же торжественно, как основные праздники, но в некоторых мусульманских странах эти дни считаются праздниками.

Исключением из общего правила является праздник Науруз (Ноуруз, Навруз) – день весеннего равноденствия. Истоки этого праздника восходят к Ахаменидской империи, в которой он имел официальный статус как праздник зороастризма. Праздник символизировал поклонение человека силам природы. Многие исследователи считают, что Науруз был посвящен непосредственно огню.

Следует отметить, что празднование Науруза принято только у тех народов, которые проживали на территории Ближнего Востока и Азии до прихода туда арабских завоевателей.  Сами арабы Науруз не празднуют.

Хотя Науруз и не имеет прямого отношения к Исламу, он отмечается во многих государствах. К примеру в Иране и Афганистане этот день имеет статус официального праздника, в соответствии с которым первые пять дней и тринадцатый день Науруза являются нерабочими днями. Во многих других странах Науруз отмечается как всеми любимый народный праздник.